Логотип

Фонд под управлением УК ВИМ Инвестиции стал совладельцем логистической платформы Монополия

24 июля 2025
11 WIM LQDT winner 2023 1346x574 px.png

ЗПИКФ «ВИМ-Цифровая Логистика»* под управлением АО ВИМ Инвестиции приобрел 5.1% акций ведущего цифрового игрока на рынке FTL (Full Truck Load) грузоперевозок АО «Монополия».

Объем инвестиций фонда в рамках дополнительной эмиссии акций (cash-in) превысил 1.5 млрд руб. Привлеченные денежные средства будут направлены на развитие технологической составляющей платформы (разработка новых продуктов, в том числе на основе big data, проведение технических интеграций, расширение IT-команды), а также на снижение долговой нагрузки, которую компания сформировала после реализации M&A стратегии.

Что такое «Монополия»

Монополия – логистическая платформа для автомобильных грузоперевозок, позволяющая решать задачи грузоотправителей, логистов и водителей при помощи цифровых инструментов. Ключевой продукт компании – сервис поиска и грузов, и перевозчика (аналог онлайн-такси / маркетплейсов).

Также платформа предоставляет водителям возможность стать владельцем собственного грузового автомобиля без первоначального капитала через механизм лизинга. Кроме того, компания предлагает широкий спектр комплементарных сервисов, включая топливный процессинг, финтех, юридические и другие сопутствующие услуги.

Монополия соединяет участников рынка автомобильных грузоперевозок, трансформируя процессы традиционной логистики при помощи цифровизации и платформизации.

Компания была основана в 2006 году и за это время преодолела путь от классической транспортной компании до цифровой логистической платформы. На текущий момент к платформе Монополии подключено более 80 тыс. транспортных средств, а суммарный оборот транзакций по итогам 2024 года достиг 240 млрд руб

Текущий инвестиционный раунд является стратегическим шагом для целей масштабирования бизнеса Монополии и завершения трансформации в asset-light модель. Основной вызов, стоящий в данный момент перед компанией, – «уберизация» рынка B2B-грузоперевозок, повторение истории успеха платформенных решений из других сфер цифровой экономики (электронная коммерция, онлайн-такси, сервисы поиска работы и пр.), а также формирование новых стандартов индустрии в качестве ведущей платформы для взаимодействия всех участников рынка.

Онлайн-рынок автомобильных грузоперевозок в России находится на раннем этапе развития и обладает большим потенциалом. Согласно оценке Kept, его размер по итогам 2024 года составил 183 млрд руб., в то время как суммарный объем рынка крупнотоннажных автоперевозок достиг 5.2 трлн руб. (проникновение цифровизации на уровне 3.6%). В среднесрочной и долгосрочной перспективе развитие спотового онлайн-рынка окажет влияние на всех его участников, а дальнейшее проникновение digital-составляющей позволит сделать ценообразование более эффективным и будет способствовать повышению прозрачности.

Данная бизнес-модель уже успешно зарекомендовала себя как на развитых, так и на развивающихся рынках – Китай, Бразилия, Турция, Германия, США. В 2021 году китайская логистическая платформа Full Truck Alliance провела успешное IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и привлекла 1.6 млрд долл.

УК ВИМ Инвестиции является лидером в сегменте Private Equity с привлечением средств от HNWI (high-net-worth individuals), в 2019 году впервые предложив квалифицированным частным инвесторам доступ к подобному классу активов. Инвестиционная стратегия бизнеса прямых инвестиций предусматривает фокус на быстрорастущих компаниях, преимущественно из технологического сектора, которые готовятся к публичному размещению акций на фондовой бирже.  УК нацелена на приобретение миноритарных пакетов акций и выступает в роли финансового инвестора, что позволяет ей влиять на деятельность портфельных компаний через реализацию своих акционерных прав с учетом обширного опыта и экспертизы в части корпоративного управления.

Будучи крупным институциональным инвестором, УК ВИМ Инвестиции намерена оказывать экспертную поддержку для укрепления позиций компании на рынке, способствовать росту её акционерной стоимости, внедрению лучших рыночных практик, а также поддерживать существующую стратегию, нацеленную на реализацию синергий от проведенных M&A сделок, развитие платформенного сегмента и вывод компании на IPO. Помимо этого, в фокусе управляющей компании – соблюдение интересов пайщиков фонда, согласно действующему законодательству.

«Наша команда видит повышенный интерес со стороны HNWI к такому классу активов, как Private Equity, и считает данный инструмент крайне востребованным на российском рынке. Рады объявить, что фонд «ВИМ-Цифровая Логистика» под нашим управлением вошел в состав акционеров АО «Монополия» – ведущей российской логистической платформы. Бизнес-модель Монополии схожа с моделью глобального лидера пассажирских перевозок Uber, но адаптирована для сегмента грузового автотранспорта. Это позволяет компании сыграть на пока еще невысоком уровне проникновения онлайн-транзакций и «возглавить» процесс цифровизации рынка автомобильных грузоперевозок в России.

Безусловно, очень приятно стать частью такой истории, впереди нам с Монополией предстоит интересный и амбициозный путь, ключевая цель которого – помочь компании завершить формирование фактически нового рынка и стать его абсолютным лидером».
Алексей Счастливов
Руководитель Private Equity бизнеса ВИМ Инвестиции

(*) Инвестиционные паи фонда ограничены в обороте. Информация предназначена для квалифицированных инвесторов. ЗПИ комбинированный фонд «ВИМ-Цифровая Логистика» (сведения о фонде внесены Банком России в реестр паевых инвестиционных фондов 03.04.2025, № 6946-СД). Стоимость инвестиционных паев может как увеличиваться, так и уменьшаться. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в паевые инвестиционные фонды. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.